Управление знаниями как инструмент обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Authors:


П. Б. Волянский, orcid.org/0000-0001-9465-6593, Институт государственного управления в сфере гражданской защиты, г. Киев, Украина , e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В. Н. Михайлов, orcid.org/0000-0002-5629-1500, Институт государственного управления в сфере гражданской защиты, г. Киев, Украина, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Е. И. Шихненко, orcid.org/0000-0002-8623-2907, Институт государственного управления в сфере гражданской защиты, г. Киев, Украина, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А. В. Михайлова, orcid.org/0000-0001-9440-4417, Украинский научно-исследовательский институт гражданской защиты, г. Киев, Украина, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


повний текст / full article



Naukovyi Visnyk Natsionalnoho Hirnychoho Universytetu. 2020, (6): 102 - 108

https://doi.org/10.33271/nvngu/2020-6/102



Abstract:



Цель.
Заключается в определении теоретико-практических основ управления знаниями как инструмента обеспечения безопасности населения при реагировании на чрезвычайные ситуации в Украине.


Методика.
В работе освещаются проблемы управления знаниями для достижения целей защиты населения и территорий от природных и техногенных опасностей. Исследуя проблему, авторы использовали общенаучные методы исследования: статистического анализа (для диагностики влияния чрезвычайных ситуаций на жизнь населения, экономику и окружающую среду страны); логического и системного анализа (для раскрытия процесса развития и управления знаниями, определения содержания управления знаниями для обеспечения безопасности населения); обобщения, анализа и синтеза (для изучения существующей системы управления знаниями). Метод индивидуальных экспертных оценок использован при проведении интервью с экспертами по управлению чрезвычайными ситуациями, по результатам которого определены показатели сравнительной важности факторов знаний.


Результаты.
Установлено, что управление знаниями является жизненно важным процессом для достижения целей по защите населения и территорий от опасностей природного и техногенного характера. Охарактеризованы ключевые факторы знаний по обеспечению безопасности населения в чрезвычайных ситуациях, которые классифицированы по основным категориям: правовой, инфраструктурный, финансово-экономический, ресурсный, организационный, социально-политический, временной. В результате экспертного исследования установлены показатели сравнительной важности исследованных факторов знаний, которые влияют на безопасность людей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций в Украине.


Научная новизна.
На основе логического анализа раскрыта сущность управления знаниями для обеспечения безопасности населения в процессе ликвидации чрезвычайных ситуаций в Украине. Сформулировано понятие «управление знаниями для обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях», в котором акцент делается на том, что это процесс, в ходе которого орган, предприятие (учреждение, организация) как заинтересованный субъект сферы гражданской защиты, генерирует и накапливает знания с целью их использования в интересах обеспечения безопасной жизнедеятельности населения. Выявлены ключевые факторы знаний по обеспечению безопасности населения в процессе ликвидации чрезвычайных ситуаций (правовой, инфраструктурный, финансово-экономический, ресурсный, организационный, социально-политический, временной), а также установлено их влияние на уровень безопасности населения на всех этапах цикла управления чрезвычайными ситуациями. В то же время было установлено, что социально-политический, организационный и ресурсный факторы знаний имеют особое значение при ликвидации чрезвычайных ситуаций.


Практическая значимость.
Полученные результаты могут быть учтены руководителями органов власти, предприятий (учреждений, организаций), деятельность которых связана с организацией и осуществлением мероприятий по вопросам гражданской защиты, во время подготовки к ликвидации чрезвычайных ситуаций, что повысит уровень безопасности населения.


Ключевые слова:
чрезвычайная ситуация, безопасность населения, факторы знаний, управление знаниями

References.


1. Information and analytical summary about emergency events for 2019 (2020). Retrieved from https://www.dsns.gov.ua/ua/Dovidka-za-kvartal/103179.html.

2. Petrenko, L. (2019). Improvement of qualification of civil protection specialists in the dimension of modern realities. Pedagogy and psychology of vocational education, 1, 95-104. https://doi.org/10.32447/22185186.2019.1.10.

3. Moshek, G., & Tsipurynda, V. (2016). The role of staff in the innovative development of the enterprise. In A. Mazaraki (Ed.), Proceedings of IX International Business Forum: Problems and Prospects for the Innovation Development of Ukraine, (pp. 122-124). Kyiv, Ukraine: Kyiv National University of Trade and Economics. Retrieved from https:// https://knute.edu.ua/file/MTc=/a23c3cc178b930b594a8eed04c5812e7.pdf.

4. Mykhailov, V. (2017). Ensuring public safety of the united territorial communities using the management cycle in civil protection. In V. Kyibida, & I. Rozputenko (Eds.), Proceedings of the Scientific and Practical Conference with International Participation: National Values and Interests in Public Administration. V. 1., (pp. 60-64). Kyiv: NADU.

5. Sendai Disaster Risk Reduction Framework for 2015–2030 (2015). Retrieved from https://www.unisdr.org/files/43291_russiansendaiframeworkfordisasterri.pdf.

6. Verkhovna Rada of Ukraine (2013). Code of Civil Protection of Ukraine. Vedomosti of the Verkhovna Rada of Ukraine, 34-35, 458. Retrieved from https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/5403-17.

7. Verkhovna Rada of Ukraine (2018). Law of Ukraine “On National Security”. Retrieved from https://zakon.rada.gov.ua/laws/card/2469-19.

8. DSTU 3891-99. State Standard of Ukraine. Emergency Safety. Basic Terms and Definitions of Concepts (1999). Retrieved from https://dnaop.com/html/2278/doc-ДСТУ_3891-99.

9. Rudenko, M., & Kryvoruchko, V. (2016). Knowledge management as a competitive advantage of the enterprise. Ekomomica ta Derzhava, 4, 74-78.

10. Kozak, V. (2017). Knowledge Management in the View of Modernization of Public Administration in Ukraine. Collection of scientific works “Public Administration and Local Government”, 3(34), 43-48. Retrieved from http://dridu.dp.ua/vidavnictvo/2017/2017_03(34)/index.html.

11. Sytnyk, Yo. (2017). Knowledge management as a part of the intellectualization of enterprise management systems. Economy and Society, 8, 354-360.

12. Sikora, Ya. (2017). The use of knowledge management methods for e-learning organization. Information Technologies and Learning Tools, 5, 162-167. https://doi.org/10.33407/itlt.v61i5.1718.

13. Kovalchuk, G. (2015). Knowledge management as a component of the quality of vocational training in the system of social and economic security of the local environment. Higher education, 4-5, 20-37.

14. Anisimova, L., & Pryimak, V. (2015). Knowledge management technologies in view of quality management implementation. Bulletin of Taras Shevchenko National University of Kyiv. Economics, 7(172), 14-20. https://doi.org/10.17721/1728-2667.2015/172-7/2.

15. Illiashenko, S. M., Shipulina, Yu. S., Illiashenko, N. S., & Komarnytska, G. A. (2017). Knowledge management in the system organization’s innovative development. Marketing and Management of Innovations, 1, 231-241. https://doi.org/10.21272/mmi.2017.1-21.

16. United Nations organization (2016). Knowledge management in the United Nations system. Retrieved from https://undocs.org/ru/JIU/REP/2016/10.

17. Special topic: fire at the military warehouses in Kalynivka (2017). Vezha. Retrieved from: https://vezha.ua/vybuhy-u-kalynivtsi-onovlyuyetsya/.

18. Verkhovna Rada of Ukraine (2017). Order of the Cabinet of Ministers of Ukraine “On Approval of the Strategy for Reforming the State Emergency System of Ukraine”. Retrieved from: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/61-2017-%D1%80#Text.

19. Bashynska, I. (2015). Using the Method of Expert Evaluation in Economic Calculations. Actual Problems of Economics, 7, 408-412.

 

Следующие статьи из текущего раздела:

Предыдущие статьи из текущего раздела:

Посетители

3277800
Сегодня
За месяц
Всего
52
52
3277800

Гостевая книга

Если у вас есть вопросы, пожелания или предложения, вы можете написать их в нашей «Гостевой книге»

Регистрационные данные

ISSN (print) 2071-2227,
ISSN (online) 2223-2362.
Журнал зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины.
 Регистрационный номер КВ № 17742-6592ПР от 27.04.2011.

Контакты

40005, г. Днепр, пр. Д. Яворницкого, 19, корп. 3, к. 24 а
Тел.: +38 (056) 746 32 79.
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Вы здесь: Главная Главная RusCat Архив журнала 2020 Содержание №6 2020 Управление знаниями как инструмент обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях