Методология создания экспертной системы интегрированной диагностики и управления качеством обучения

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Авторы:

Н.О. Ризун, кандидат технических наук, доцент, Днепропетровский университет им. Альфреда Нобеля, доцент кафедры экономической кибернетики и математических методов в экономике, г. Днепропетровск, Украина

Реферат:

Цель. Повышение качества обучения и продуктивности образования благодаря разработке и внедрению экспертной системы интегрированной диагностики и управления качеством аудиторной и самостоятельной форм обучения в высшем учебном заведении.

Методика. Методика исследований базируется на системном анализе сложных систем и теории распознавания образов.

Результаты. Результатами исследований является: формализация методики системного анализа и структуризации учебного контента, которая обеспечивает компактное хранение и быстрый поиск пакетов порций коррелированных форм учебного контента; разработка модели интегрированной диагностики качества обучения с использованием инструментов распознавания образов для интеллектуального анализа степени самостоятельного, текущего и итогового усвоения учебного материала, эффективности организации индивидуальной работы студентов, качества организации обратной связи (надежности и валидности тестового материала).

Научная новизна. Научная новизна состоит в постановке и решении проблемы совершенствования инструментов диагностики и управления качеством обучения в ВУЗе путем обоснования целесообразности и эффективности использования четырех критериев интегрированной диагностики качества обучения, а именно: критерия количественного уровня усвоения учебного материала; критериев качественного уровня усвоения – коэффициента корреляции между рядами фактического и нормативного времени, которое затрачено на правильный ответ на тестовое задание; коэффициента смещения порядка выбора тестовых заданий относительно установленного порядка их выводу на экран и коэффициента выбора тестовых заданий для повторного ответа.

Практическая значимость. Практическая значимость работы состоит в формировании экспертной базы знаний и алгоритма интеллектуальной поддержки принятия решений по определению наиболее эффективных форм учебной работы и учебных элементов, которые требуют специфических форм объяснения или закрепления, а также предоставления возможности автоматизированной настройки текущего слайд-конспекта лекций или порций практических (лабораторных) работ. Предложена концепция максимально эффективной интеграции экспертной системы в учебную информационную среду ВУЗов Украины. Экспертная система, воплощающая методологию авторов, реализована на кафедре экономической кибернетики и математических методов в экономике Днепропетровского университета им. А. Нобеля. Апробация этой системы, путем организации учебного процесса по профильным дисциплинам студентов II–IV курсов направления 6.030502– „Экономическая кибернетика“, позволила за период двух учебных семестров повысить их абсолютную успеваемость в среднем на 10–15%.

Список литературы / References

1. Brusilovsky, P., “Adaptive and Intelligent Technologies for Web-based Education”, In C. Rollinger and C. Peylo (eds.), Special Issue on Intelligent Systems and Teleteaching, Konstliche Intelligenz, no.4, pp. 19–25.

2. Атанов Г.А. Диагностика знаний, умений с помощью экспертных систем; Учебное пособие для студентов физического факультета / Г.А. Атанов, И.Н. Пустынникова – Донецк: ДонГУ. – 1997. – 64 с.

Atanov, G.A. and Pustinnikova, I.N. (1997), Diagnostika znaniy umeniy s pomoshchyu ekspertnykh sistem [Diagnostics of Knowledge / Skills with the Help of Expert Systems], Tutorial for physical faculty students, DonNU, Donetsk, Ukraine.

3. Рыбина Г.В. Разработка и использование обучающих интегрированных экспертных систем в учебном процессе / Рыбина Г.В. // Российская научно-методическая конференция „Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению прикладная информатика на основе инновационных технологий и E-Learning“. Сб. научных трудов. – М.: МЭСИ – 2007 – С. 219–226.

Rybina, G.V. (2007), “Development and use of teaching integrated expert systems in the study process”, Proc. of Russian Scientific Methodological Conference “Development of the preparation of IT-specialists in the sphere of applied informatics on the basis of innovation technologies and и E-Learning”, MESI, Moscow, pp. 219–226.

4. Патент на корисну модель №3619U. Україна: 7G09B7/07. Спосіб побудови адаптивної системи навчання. / О.В. Ермоленко, В.І. Ковальов, А.І. Лисной, О.А. Серков; заявник та патентовласник: Національний технічний університет „Харківський політехнічний інститут“. – №2004010029; заявл. 08.01.2004; опубл. 15.12.2004, Бюл. 12, 2004 р.

Ermolenko, О.V., Kovaliov, V.І., Lisnoy, А.І. and Serkov, О.А. The way of creating an adaptive study system: efficient model license no.3619U. Ukraine: 7G09B7/07; The declarant and license owner: National Technical University “Kharkov polytechnic institute”. – №2004010029, declared January 8, 2004, published December 15, 2004, bulletin 12, 2004.

5. Kudryavtsev, V.S., Waschik, K., Strogalov, A.S., Aliseytshik, P.A., and Peretruchin, V.V. (1996), “Educational computer system of automatic machine type”, In the book: Problems of theoretic cybernetics, Publishing center RSHU, Moscow, p. 111.

6. Хмелёв А.Г. Нейросетевые технологии в системах автоматизированного контроля знаний студентов / Хмелёв А.Г. // XVI Всеукраїнська науково-методична конференція „Проблеми економічної кібернетики“, 14–16 вересня 2011 р. – Одесса, C.120–125.

Khmelev, А.G. (2011), “Neuronet technologies in the systems of automated students’ knowledge control”, Proc. of the XVI All-Ukrainian Scientific Methodological Conference “Problems of Economical Cybernetics”, 14th – 16th September 2011, Odessa, pp. 120–125.

7. Патент на винахід № 97149 Україна: G06F 7/04 (2006.01). Спосіб виміру рівня знань учнів при комп’ютерному тестуванні. / Холод Б.І., Тараненко Ю.К., Ризун Н.О; замовник та патентовласник: ЗАТ „Дніпропетровський університет економіки та права“. – № a200912950; заявл. 14.12.2009; опубл. 10.01.2012, Бюл. № 1, 2012. – 11 с.

Kholod, B.I. Taranenko, Yu.K. and Rizun, N.О. The way of measuring students’ knowledge level by means of computer testing: license № 97149 Ukraine: IPC G06F 7/00 (2006.01); Declarants and license owners: Kholod, B.I., Taranenko Yu.K., Rizun N.О., № a200912950, declared December 14, 2009, published. January 1, 2012, bulletin no.1, 2012, 11 p.

8. Ризун Н.О. Эвристический алгоритм совершенствования технологии оценки качества тестовых заданий / Ризун Н.О. // „Східно-Європейський журнал передових технологій“. – №3/11 (45) – 2010 – C.40–49.

Rizun, N.О. (2010), “Heuristic algorithm of improvement of evaluation technology for the testing quality”, Eastern-European Journal of Advanced Technologies, no.3/11 (45), pp. 40–49.

9. Патент на корисну модель 64873 Україна: МПК G06F 7/00. Система навчання із застосуванням комп’ютерного тестування. /Різун Н.О, Тараненко Ю.К., Тарнопольський О.Б., Холод Б.І. ; замовник та патентовласник: Ризун Н.О., Тараненко Ю.К., Тарнопольський О.Б., Холод Б.І. – № u 201104040; заявл. 04.04.2011; опубл. 25.11.2011; Бюл. № 22/2011. – 31 с.

Rizun, N.О., Taranenko, Y.K., Tarnapolsky, O.B. and Cholod, B.І., The study system with the use of computer testing. [Text]: efficient model license 64873 Ukrane: IPC G06F 7/00; Declarants and license owners: Rizun, N.О., Taranenko, Y.K., Tarnapolsky, O.B. and Cholod, B.І. no.u201104040, declared April 4, 2011, published. November 25, 2011, bulletin no.22/2011, 31 p.

10. Ризун Н.О. Теоретические основы построения научно-инновационного многоуровневого комплекса интенсификации учебного процесса в ВУЗе (аспект формализации подсистем) / Різун Н.О. // Вісник НТУ „ХПІ“. Збірник наукових праць. Тематичний випуск: Нові рішення в сучасних технологіях. – Харків: НТУ „ХПІ“. – 2011. – № 33. – С. 83–101.

Rizun N.О. (2011), “Theoretical bases of building the scientific innovative multilevel complex of study process intensification (aspect of subsystems formalization)”, Visnyk NTU “KhPI”, Thematic issue: New Solutions in the Modern Technologies, issued by NTU “KhPI”, Kharkov, no.33. pp. 83–101.

Files:
2012_02_rizun
Date 2013-04-26 Filesize 376.68 KB Download 996

Посетители

3100840
Сегодня
За месяц
Всего
35
1904
3100840

Гостевая книга

Если у вас есть вопросы, пожелания или предложения, вы можете написать их в нашей «Гостевой книге»

Регистрационные данные

ISSN (print) 2071-2227,
ISSN (online) 2223-2362.
Журнал зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины.
 Регистрационный номер КВ № 17742-6592ПР от 27.04.2011.

Контакты

40005, г. Днепр, пр. Д. Яворницкого, 19, корп. 3, к. 24 а
Тел.: +38 (056) 746 32 79.
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Вы здесь: Главная Архив журнала по разделам IT-технологии Методология создания экспертной системы интегрированной диагностики и управления качеством обучения